ПРОГРАММА Республиканского общественного движения «Татарстан – новый век» – «Татарстан – яңа гасыр»
Принята на III отчетно-выборной конференции 18 марта 2014 года
Преамбула.
I. Итоги пройденного пути.
Новый, ХХI век вступил в свое второе десятилетие. Вместе с ним продолжает свою историю Республиканское общественное движение «Татарстан – новый век» – «Татарстан – яңа гасыр» (Движение «ТНВ»).
На рубеже XX – XXI веков Россия и многонациональный российский народ столкнулись с серьезными внешними и внутренними вызовами, угрозами своей безопасности, обусловленными состоянием экономики, неэффективностью властных институтов, неразвитостью федеральных отношений, идеологической дезориентацией, слабостью гражданского общества и политических партий. Отчетливо проявились негативные социальные тенденции, связанные с резкой имущественной дифференциацией общества, размыванием моральных устоев, ростом преступности, в т.ч. коррупции, увеличением масштабов терроризма и экстремизма.
Движение «ТНВ» в этих непростых условиях выступило за объединение всех здоровых сил татарстанского общества, отстаивая и защищая интересы многонационального народа Республики Татарстан. Главным своим достижением и предназначением мы считаем сохранение курса на динамичное поступательное экономическое развитие, обеспечение социальной стабильности, гражданского мира и согласия в нашем общем доме – полиэтничной, поликультурной и поликонфессиональной Республике Татарстан
На каждом этапе жизни республики, исходя из ее полномочий, Движение «ТНВ» содействовало решению сложных и ответственных задач по формированию современной законодательной базы, развитию федеративных отношений, в том числе в Договорной форме (2007) и совершенствования местного самоуправления, реализации взвешенной национально-культурной политики.
По инициативе и при непосредственном участии Движения «ТНВ» были разработаны масштабные программы, направленные на сохранение языков и культур народов в Республике Татарстан, поддержку малого и среднего бизнеса, строительство социального жилья, газификацию населенных пунктов, внедрение принципов международной Хартии Земли и многие другие.
II. Наша позиция
В современных условиях Движение «ТНВ», заявляя о своей приверженности избранному пути, выступает:
За приоритет духовных ценностей, основанных на национально-культурных традициях нашего многонационального народа. Против умаления его непреходящих нравственных ценностей.
За консолидацию всех здоровых и конструктивных сил во имя укрепления государственности Российской Федерации и Республики Татарстан.
За здоровый образ жизни и качественную медицину. Против социально опасных привычек и зависимостей.
За права человека – гражданские, социальные и экономические: на честный труд, достойную оплату за него, отдых, бесплатное образование и здравоохранение, эффективную социальную защиту.
Против пренебрежения принципами социальной справедливости и тотального контроля над личностью.
За свободу слова и правдивую информацию.
За развитие экономики на основе высоких технологий и инноваций. Против сырьевой зависимости и технологической отсталости.
За правовую охрану прав собственности, поддержку становления среднего класса. Против монополизации в экономике, государственном управлении и идеологии.
За здоровую экологию. За эффективное и бережное использование природных ресурсов.
За укрепление дружбы между народами, развитие национальных и культурных связей, международного сотрудничества.
Против любых проявлений экстремизма, терроризма и агрессии.
Участники Движения готовы к конструктивному сотрудничеству и диалогу со всеми общественными силами, разделяющими нашу Программу. Исходя из этих принципов «ТНВ» намерено позиционировать себя в общественно-политическом пространстве Республики Татарстан, а также в избирательных кампаниях федерального, республиканского и муниципального уровней.
III. За демократию и федерализм.
Большое влияние на общественно-политическое развитие Республики Татарстан оказывает идущая в стране политическая реформа. Расширяется спектр политических партий, их участие в жизни общества. Возрастает роль демократических процедур и вовлеченность в них граждан. Фактически формируется новая политическая реальность. Все это должно стать стимулом для работы всех структур Движения «ТНВ», в т.ч. его территориальных отделений.
Мы полагаем, что найти достойный ответ вызовам XXI века и вписаться в современную мировую цивилизацию может лишь открытое демократическое государство, построенное на принципах федерализма, народного самоуправления, гармоничного, справедливого баланса прав человека и прав общества, гражданского контроля над властью.
Демократия заключается, как в фундаментальном праве народа избирать власть, так и в сохранении возможности непрерывного влияния на нее, на процесс принятия управленческих решений. А это предполагает, в свою очередь, обеспечение участия представителей общественности, в т.ч. Движения «ТНВ» в общегражданском обсуждении законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях власти, оценке действующих законов и эффективности их применения.
Конструктивный и ответственный диалог с представителями законодательных и исполнительных органов власти, политических партий и общественных организаций, чьи программно-политические установки совпадают с позицией Движения «ТНВ» – также выступает эффективным и проверенным средством достижения, стоящих перед нами целей.
Движение «ТНВ» исходит из того, что построение подлинного демократического государства возможно только при формировании «демократии малых пространств» – гражданское общество начинается там, где люди сами реально могут решить свои насущные проблемы. В республике немало сделано по реализации муниципальной реформы. Необходимо и далее развивать практику поддержки инициатив местного самоуправления, активно привлекая к их реализации широкий круг общественности, в т.ч. сторонников Движения «ТНВ».
Движение «ТНВ» выступает за демократическое государственное устройство России, основанное на принципах разделения властей, народного права, парламентской демократии, федерализма и местного самоуправления, а также за чёткое разграничение полномочий и функций местных, региональных и федеральных органов власти.
Мы против попыток ущемления федеративного государственного устройства нашей страны, ликвидации национально-государственных образований. Против искусственного укрупнения регионов с целью большей централизации государства, ради «удобства» управления страной.
Благополучие страны неотделимо от благополучия составляющих её регионов, именно там должны образовываться новые «точки роста». Исходя из этого Движение «ТНВ» выступает за дальнейшее укрепление экономической и политической самостоятельности Республики Татарстан, развитие и совершенствование договорных отношений между федеральным центром и республикой.
Функционирование власти как демократического, открытого механизма политического управления, обеспечение ею постоянного сбалансированного диалога с обществом является необходимым условием создания более широких возможностей для адекватного восприятия гражданами деятельности властных структур, а следовательно – поддержки принимаемых политических решений.
Считаем необходимым сформировать систему правового обеспечения информационной открытости органов власти и общественного контроля в этой сфере. Прозрачность и открытость деятельности органов власти снижает уровень нарушений прав и свобод человека, что является механизмом защиты других прав. Без реализации этого права гражданам невозможно активно участвовать в государственном и общественном управлении, содействовать развитию местного самоуправления.
Движение «ТНВ» со времени своего основания исходит из признания свободы слова, независимости средств массовой информации как основы демократического общества. Сегодня мы отмечаем заметные изменения в информационном поле. Серьезным конкурентом «традиционным» СМИ и влиятельной общественной силой стали электронные ресурсы и социальные сети. Поддерживая свободу слова, мы отстаиваем право на объективную информацию и выступаем за усиление ответственности средств массовой информации за качество и достоверность распространяемых сведений, а также за нравственные последствия своей деятельности.
Мы продолжаем оставаться твердыми приверженцами сохранения в Республике Татарстан межконфессионального, внутриконфессионального и межнационального мира и согласия, стабильности в обществе, как основы устойчивого развития и процветания республики, благополучия всех ее жителей. Общество должно быть нетерпимо к любым проявлениям религиозного и национального экстремизма. Борьба с этим злом немыслима без разумной и взвешенной национальной политики, укрепления духовно-нравственных основ общества.
Духовное возрождение оказалось гораздо более сложным, временами противоречивым процессом, требующим консолидации всех здоровых сил государства и общества, следования традициям и наследию наших предков. Считаем, что все религиозные конфессии должны внести посильный вклад в дело возрождения и развития духовной сферы республики. В то же время, государством должно решительно пресекаться существование антисоциальных, противозаконных религиозных групп и организаций.
IV. За экономические реформы.
Более чем двадцатилетний период непростых рыночных реформ нельзя считать завершенным. У республики были на этом пути несомненные успехи. Татарстан в Российской Федерации стал одним из лидеров. В течение многих лет поддерживается положительная динамика развития, создаются новые рабочие места, функционируют две Особые экономические зоны «Алабуга» и «Иннополис», более 10 технопарков и т.д. Безработица достигла минимального уровня, число вакансий больше поступающих предложений. Наряду с положительными факторами сохраняются проблемы: слабое развитие малого и среднего бизнеса, нет удельного веса среднего класса, гарантирующего стабильность в обществе, основанном на рыночных принципах, имеет место несоответствие качества рабочей силы потребностям рынка, большая концентрация собственности в руках немногих. При этом еще сильны монопольные факторы в экономике.
Эти минусы во многом предопределены первым этапом рыночных реформ для стран с большой долей крупных и сверхкрупных предприятий, каковым был и СССР. Дальнейшее успешное развитие рыночных реформ возможно исключительно при создании благоприятных условий для становления среднего класса. Для этого необходимо в качестве программных целей ставить задачу для властей всех уровней: создание реальной конкурентной среды со свободным доступом на рынок малого и среднего бизнеса, усиление антимонопольного законодательства. Республика имеет крупные производства в нефтехимии, машиностроении. Это благоприятная основа создания вокруг них большой сети малых предприятий. Успех в этом направлении возможен только при отсутствии всякой аффилированности, создании режима свободной конкуренции.
Задача всех уровней власти – повышение эффективности затрат на образование, создание благоприятных условий для привлечения квалифицированной рабочей силы. Подготовка кадров должна быть увязана с текущими и перспективными потребностями хозяйствования.
Рост конкурентоспособности республики в условиях работы в соответствии с требованиями ВТО связан, прежде всего, с ростом производительности труда. Внутренняя структурная перестройка крупных предприятий, повышение удельного веса инновационных производств, ликвидация малопрозводительных рабочих мест во всех отраслях, начиная от высокотехнологичных, так и в сельскохозяйственном и производстве продовольствия. Использование новых рыночных инструментов для стимулирования этих процессов – главные пути поступательного движения экономики республики в ближайшие годы.
Движение «ТНВ» выступает за дальнейшую реализацию всех видов жилищных программ (федеральных, республиканских и муниципальных), за упрощение процедуры согласований при индивидуальном жилищном строительстве, за всемерное развитие ипотеки, включая программу по социальной ипотеке. Опыт и достижения Татарстана, сохраняющего лидирующие позиции в стране по темпам и объему жилищного строительства, позволяют рассчитывать на успешное решение в обозримой перспективе актуальных задач, связанных с повышением доступности и комфортности строящегося жилья.
Другим важным направлением работы остается повышение качества услуг в жилищно-коммунальной сфере. Движение «ТНВ» будет добиваться обеспечения большей информационной прозрачности организаций ЖКХ, усиления контроля за их деятельностью со стороны муниципалитетов, республиканских органов исполнительной власти и саморегулируемых организаций. Необходимо пересмотреть подходы к формированию и реализации тарифно-ценовой политики, ограничивая аппетиты естественных монополий, внедряя элементы долгосрочного планирования. Это станет стимулом к применению форм государственно-частного партнерства, даст гарантии частному инвестору и позволит решить острую проблему износа объектов коммунальной инфраструктуры.
Внешними факторами успешного развития экономики республики являются:
1) встраивание в глобальные технологические цепочки развитых государств;
2) всемерное развитие системы созидательных взаимоотношений с федеральным центром, предполагающим создание стимулов субъектам к саморазвитию, основанной на росте их бюджетной самостоятельности на базе собственных доходов.
Движение «ТНВ» последовательно выступает за гармонизацию межбюджетных отношений и неукоснительное соблюдение базовых принципов бюджетного федерализма.
Движение «ТНВ» непосредственно и через своих представителей в органах власти будет и впредь участвовать в разработке и реализации республиканских и муниципальных программ социально-экономического развития. Перед депутатским корпусом «ТНВ» в представительных органах власти стоят задачи, связанные с продвижением политики дальнейшего повышения экономической самостоятельности муниципалитетов, укрепления их налоговой базы, кадрового обеспечения.
V. К новому качеству жизни
Движение «ТНВ» является сторонником последовательной и справедливой социальной политики как основы благосостояния граждан. Целью такой политики должно стать существенное повышение уровня и качества жизни всех слоев населения, но в первую очередь самых незащищенных – детей, инвалидов, пенсионеров, безработных.
В основе такой активной социальной политики находится создание правовых и социально-экономических условий, при которых татарстанцы будут иметь твердую уверенность в завтрашнем дне, в том, что они смогут обеспечить достойную жизнь себе и своим детям, что государство выступает надежным гарантом прав и свобод своих граждан. Именно в повышении уровня благосостояния населения республики видится основная задача не только социальной политики, но и всех преобразований в целом. Исходя из вышесказанного, Движение «ТНВ» обозначает следующие приоритетные задачи:
1. Одним из самых важнейших направлений государственной политики должно стать воспитание физически и нравственно здорового, грамотного поколения татарстанцев. Образование, как важнейшая социальная система, обеспечивающая национальную безопасность и воспроизводство интеллектуального потенциала общества, нуждается в постоянном внимании государства.
Необходимо гарантировать реальное бесплатное школьное обучение (включая адекватное материально-техническое обеспечение образования и достойную зарплату педагогов). Считаем, что система отечественного образования должна стремиться к достижению нового качества, критерием которого служит соответствие образования актуальным и перспективным запросам развития страны.
2. Важнейшим фактором развития страны и республики Движение «ТНВ» считает, духовно-нравственное очищение и оздоровление общества – сложный и противоречивый процесс, требующий консолидации усилий властных структур, учреждений образования и культуры, СМИ и общественных организаций. Первоочередного внимания требуют в этой связи вопросы возрождения национального самосознания народов, проживающих в Татарстане, с учетом их исторических, религиозных и культурных традиций, гражданско-патриотического воспитания молодежи, а также формирования атмосферы доверия и согласия в этноконфессиональной сфере.
3. Движение «ТНВ» намерено способствовать совершенствованию демографической политики государства, в части популяризации традиционных семейных ценностей, достижения общемировых стандартов продолжительности жизни. В этой связи ключевой задачей остается существенное повышение качества и доступности медицинского обслуживания населения, дальнейшая модернизация системы здравоохранения. Серьезного внимания к себе требует реформирование системы социальных гарантий, прежде всего, совершенствование системы пенсионного страхования.
4. Считаем необходимым создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, в том числе создание системы независимой экспертизы и контроля в области проектирования, строительства и реконструкции объектов с позиции доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения. Мы призываем к тесной координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и средств массой информации в решении правовых, организационных, финансовых и информационных вопросов по формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов.
5. Приоритетной задачей Движения «ТНВ» выступает содействие формированию и реализации масштабной государственной политики, направленной на всемерную поддержку науки, культуры, творческих и спортивных объединений. Мы убеждены, что только через оздоровление и интеллектуализацию нации, опережающее развитие инновационной экономики Россия сможет достичь лидирующих позиций в мире, укрепить свой международный авторитет и влияние.
VI. Молодежная политика
Реализация любых социальных и экономических планов и проектов в значительной мере зависит от позиции современной молодёжи. Одним из приоритетов государства и общества в этих условиях становится вопрос о социальной роли молодежи, ее мировоззренческих установках и устремлениях. Молодым татарстанцам необходимо предоставить лучшие стартовые возможности при вступлении в самостоятельную взрослую жизнь. На комплексное решение этих задач должна быть нацелена государственная молодежная политика. Важно развивать механизмы ранней социализации молодежи, раскрытия и направления в созидательное русло ее энергии. Самые эффективные инвестиции – это инвестиции в молодое поколение. Творческий и профессиональный потенциал молодежи должен стать основой обновленного будущего Татарстана.
Движение «ТНВ» исходит из того, что создание благоприятных условий для образования, выбора молодыми людьми жизненного пути, профессии, формирования духовных ценностей и самореализации – есть магистральный путь построения демократического общества равных возможностей. Считаем, что для успешного решения задач, стоящих перед нашей страной, поступательного движения по пути общественного прогресса гражданам России, особенно молодому поколению, важно знать подлинную историю Отечества, осознавая, как ошибки, так и достижения своих предков, результаты героического труда которых и сейчас обеспечивают существование российского государства.
VII. Татарстан – территория Хартии Земли
Движение «ТНВ» выступает за конституирование гармоничного общества, основанного на принципах социальной справедливости, уважения прав и свобод человека, традиций и морально-нравственных ценностей. В этом обществе должны быть созданы благоприятные условия и возможности для полноценной самореализации личности, выявления каждым человеком своего жизненного предназначения.
В концентрированном виде идеи добра, справедливости и гуманизма нашли отражение в «Хартии Земли» – философско-этической декларации основополагающих принципов и ценностей для создания справедливого, устойчивого и мирного глобального общества в XXI веке. Созданная в процессе широкого многокультурного, многосекторального обсуждения, Хартия направлена на пробуждение во всех людях чувства взаимозависимости и общей ответственности за благополучие всего живого на планете. Она призывает человечество установить всеобщее сотрудничество в критический момент нашей истории. Этическое видение «Хартии Земли» провозглашает, что защита окружающей среды, прав человека, равного человеческого развития и мира взаимозависимы и неразделимы. Хартия пытается дать нам новую точку зрения для размышления и решения этих вопросов.
Движение «ТНВ» с первых шагов своей истории выступало за гармоничное взаимодействие Человека и Природы и, считая, что одной из основных составляющих процветания России должна стать экология, выстраивание гармоничных отношений между человеком, обществом и природой, активно поддержало принятие Государственным Советом Республики Татарстан 27 апреля 2001 года постановления «О проекте Хартии Земли». С этого момента его реализация была и остается одним из основных направлений деятельности Движения. Проблемы, обозначенные в этом международном документе, имеют самое непосредственное отношение к улучшению экологической ситуации в мире, становлению устойчивого экономического развития, обеспечению социальной справедливости в обществе, достижению толерантности между представителями разных вероисповеданий.
Считаем, что его эффективная реализация возможна не только при соответствующем законодательном и финансовом обеспечении, при участии компетентных организаций и специалистов, но и при широком вовлечении в это широкой общественности и населения. Экологическое образование и воспитание, постоянное внимание к проблемам духовности и нравственности во всех сферах человеческого бытия, обеспечение внимания и заботы на уровне государственной власти ко всем социальным группам: пожилым, инвалидам, молодежи и детям.
«Хартия Земли» соединяет в себе экономику, политику, экологию, образование, работает на этноконфессиональную толерантность и повышение жизненного уровня населения. Поэтому ее реализация в Татарстане остается одним из важных направлений деятельности Движения «ТНВ».
Наша главная задача – всегда помнить о том, чтобы каждое законодательное или государственное решение, проект или акция, были проникнуты духом и буквой этого международного документа, духом высокой гуманности и справедливости.
* * *
Впереди у нас – большие дела. Наша цель – построение высокоразвитого социального государства, основанного на принципах демократического федерализма, заботящегося о каждом гражданине, бережном отношении к своим духовным истокам, культурно-историческим ценностям и традициям, к родной природе. Движение «ТНВ» будет и дальше развивать взаимодействие с депутатами Государственной Думы, избранными при поддержке ТНВ, депутатами одноименной группы в Государственном Совете РТ, депутатскими группами ТНВ в районных и городских органах представительной власти, а также с органами местного самоуправления для реализации своих программных целей. Решить поставленные в настоящей Программе задачи, реализовав свой интеллектуальный, творческий потенциал могут только люди, по-настоящему любящие свою Родину, ставящие общественные интересы выше личных, сплоченные общей целью – обеспечить достойную жизнь своим согражданам. Таких людей объединяет Республиканское общественное Движение «Татарстан – новый век» – «Татарстан – яңа гасыр».
Преамбула.
I. Итоги пройденного пути.
Новый, ХХI век вступил в свое второе десятилетие. Вместе с ним продолжает свою историю Республиканское общественное движение «Татарстан – новый век» – «Татарстан – яңа гасыр» (Движение «ТНВ»).
На рубеже XX – XXI веков Россия и многонациональный российский народ столкнулись с серьезными внешними и внутренними вызовами, угрозами своей безопасности, обусловленными состоянием экономики, неэффективностью властных институтов, неразвитостью федеральных отношений, идеологической дезориентацией, слабостью гражданского общества и политических партий. Отчетливо проявились негативные социальные тенденции, связанные с резкой имущественной дифференциацией общества, размыванием моральных устоев, ростом преступности, в т.ч. коррупции, увеличением масштабов терроризма и экстремизма.
Движение «ТНВ» в этих непростых условиях выступило за объединение всех здоровых сил татарстанского общества, отстаивая и защищая интересы многонационального народа Республики Татарстан. Главным своим достижением и предназначением мы считаем сохранение курса на динамичное поступательное экономическое развитие, обеспечение социальной стабильности, гражданского мира и согласия в нашем общем доме – полиэтничной, поликультурной и поликонфессиональной Республике Татарстан
На каждом этапе жизни республики, исходя из ее полномочий, Движение «ТНВ» содействовало решению сложных и ответственных задач по формированию современной законодательной базы, развитию федеративных отношений, в том числе в Договорной форме (2007) и совершенствования местного самоуправления, реализации взвешенной национально-культурной политики.
По инициативе и при непосредственном участии Движения «ТНВ» были разработаны масштабные программы, направленные на сохранение языков и культур народов в Республике Татарстан, поддержку малого и среднего бизнеса, строительство социального жилья, газификацию населенных пунктов, внедрение принципов международной Хартии Земли и многие другие.
II. Наша позиция
В современных условиях Движение «ТНВ», заявляя о своей приверженности избранному пути, выступает:
За приоритет духовных ценностей, основанных на национально-культурных традициях нашего многонационального народа. Против умаления его непреходящих нравственных ценностей.
За консолидацию всех здоровых и конструктивных сил во имя укрепления государственности Российской Федерации и Республики Татарстан.
За здоровый образ жизни и качественную медицину. Против социально опасных привычек и зависимостей.
За права человека – гражданские, социальные и экономические: на честный труд, достойную оплату за него, отдых, бесплатное образование и здравоохранение, эффективную социальную защиту.
Против пренебрежения принципами социальной справедливости и тотального контроля над личностью.
За свободу слова и правдивую информацию.
За развитие экономики на основе высоких технологий и инноваций. Против сырьевой зависимости и технологической отсталости.
За правовую охрану прав собственности, поддержку становления среднего класса. Против монополизации в экономике, государственном управлении и идеологии.
За здоровую экологию. За эффективное и бережное использование природных ресурсов.
За укрепление дружбы между народами, развитие национальных и культурных связей, международного сотрудничества.
Против любых проявлений экстремизма, терроризма и агрессии.
Участники Движения готовы к конструктивному сотрудничеству и диалогу со всеми общественными силами, разделяющими нашу Программу. Исходя из этих принципов «ТНВ» намерено позиционировать себя в общественно-политическом пространстве Республики Татарстан, а также в избирательных кампаниях федерального, республиканского и муниципального уровней.
III. За демократию и федерализм.
Большое влияние на общественно-политическое развитие Республики Татарстан оказывает идущая в стране политическая реформа. Расширяется спектр политических партий, их участие в жизни общества. Возрастает роль демократических процедур и вовлеченность в них граждан. Фактически формируется новая политическая реальность. Все это должно стать стимулом для работы всех структур Движения «ТНВ», в т.ч. его территориальных отделений.
Мы полагаем, что найти достойный ответ вызовам XXI века и вписаться в современную мировую цивилизацию может лишь открытое демократическое государство, построенное на принципах федерализма, народного самоуправления, гармоничного, справедливого баланса прав человека и прав общества, гражданского контроля над властью.
Демократия заключается, как в фундаментальном праве народа избирать власть, так и в сохранении возможности непрерывного влияния на нее, на процесс принятия управленческих решений. А это предполагает, в свою очередь, обеспечение участия представителей общественности, в т.ч. Движения «ТНВ» в общегражданском обсуждении законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях власти, оценке действующих законов и эффективности их применения.
Конструктивный и ответственный диалог с представителями законодательных и исполнительных органов власти, политических партий и общественных организаций, чьи программно-политические установки совпадают с позицией Движения «ТНВ» – также выступает эффективным и проверенным средством достижения, стоящих перед нами целей.
Движение «ТНВ» исходит из того, что построение подлинного демократического государства возможно только при формировании «демократии малых пространств» – гражданское общество начинается там, где люди сами реально могут решить свои насущные проблемы. В республике немало сделано по реализации муниципальной реформы. Необходимо и далее развивать практику поддержки инициатив местного самоуправления, активно привлекая к их реализации широкий круг общественности, в т.ч. сторонников Движения «ТНВ».
Движение «ТНВ» выступает за демократическое государственное устройство России, основанное на принципах разделения властей, народного права, парламентской демократии, федерализма и местного самоуправления, а также за чёткое разграничение полномочий и функций местных, региональных и федеральных органов власти.
Мы против попыток ущемления федеративного государственного устройства нашей страны, ликвидации национально-государственных образований. Против искусственного укрупнения регионов с целью большей централизации государства, ради «удобства» управления страной.
Благополучие страны неотделимо от благополучия составляющих её регионов, именно там должны образовываться новые «точки роста». Исходя из этого Движение «ТНВ» выступает за дальнейшее укрепление экономической и политической самостоятельности Республики Татарстан, развитие и совершенствование договорных отношений между федеральным центром и республикой.
Функционирование власти как демократического, открытого механизма политического управления, обеспечение ею постоянного сбалансированного диалога с обществом является необходимым условием создания более широких возможностей для адекватного восприятия гражданами деятельности властных структур, а следовательно – поддержки принимаемых политических решений.
Считаем необходимым сформировать систему правового обеспечения информационной открытости органов власти и общественного контроля в этой сфере. Прозрачность и открытость деятельности органов власти снижает уровень нарушений прав и свобод человека, что является механизмом защиты других прав. Без реализации этого права гражданам невозможно активно участвовать в государственном и общественном управлении, содействовать развитию местного самоуправления.
Движение «ТНВ» со времени своего основания исходит из признания свободы слова, независимости средств массовой информации как основы демократического общества. Сегодня мы отмечаем заметные изменения в информационном поле. Серьезным конкурентом «традиционным» СМИ и влиятельной общественной силой стали электронные ресурсы и социальные сети. Поддерживая свободу слова, мы отстаиваем право на объективную информацию и выступаем за усиление ответственности средств массовой информации за качество и достоверность распространяемых сведений, а также за нравственные последствия своей деятельности.
Мы продолжаем оставаться твердыми приверженцами сохранения в Республике Татарстан межконфессионального, внутриконфессионального и межнационального мира и согласия, стабильности в обществе, как основы устойчивого развития и процветания республики, благополучия всех ее жителей. Общество должно быть нетерпимо к любым проявлениям религиозного и национального экстремизма. Борьба с этим злом немыслима без разумной и взвешенной национальной политики, укрепления духовно-нравственных основ общества.
Духовное возрождение оказалось гораздо более сложным, временами противоречивым процессом, требующим консолидации всех здоровых сил государства и общества, следования традициям и наследию наших предков. Считаем, что все религиозные конфессии должны внести посильный вклад в дело возрождения и развития духовной сферы республики. В то же время, государством должно решительно пресекаться существование антисоциальных, противозаконных религиозных групп и организаций.
IV. За экономические реформы.
Более чем двадцатилетний период непростых рыночных реформ нельзя считать завершенным. У республики были на этом пути несомненные успехи. Татарстан в Российской Федерации стал одним из лидеров. В течение многих лет поддерживается положительная динамика развития, создаются новые рабочие места, функционируют две Особые экономические зоны «Алабуга» и «Иннополис», более 10 технопарков и т.д. Безработица достигла минимального уровня, число вакансий больше поступающих предложений. Наряду с положительными факторами сохраняются проблемы: слабое развитие малого и среднего бизнеса, нет удельного веса среднего класса, гарантирующего стабильность в обществе, основанном на рыночных принципах, имеет место несоответствие качества рабочей силы потребностям рынка, большая концентрация собственности в руках немногих. При этом еще сильны монопольные факторы в экономике.
Эти минусы во многом предопределены первым этапом рыночных реформ для стран с большой долей крупных и сверхкрупных предприятий, каковым был и СССР. Дальнейшее успешное развитие рыночных реформ возможно исключительно при создании благоприятных условий для становления среднего класса. Для этого необходимо в качестве программных целей ставить задачу для властей всех уровней: создание реальной конкурентной среды со свободным доступом на рынок малого и среднего бизнеса, усиление антимонопольного законодательства. Республика имеет крупные производства в нефтехимии, машиностроении. Это благоприятная основа создания вокруг них большой сети малых предприятий. Успех в этом направлении возможен только при отсутствии всякой аффилированности, создании режима свободной конкуренции.
Задача всех уровней власти – повышение эффективности затрат на образование, создание благоприятных условий для привлечения квалифицированной рабочей силы. Подготовка кадров должна быть увязана с текущими и перспективными потребностями хозяйствования.
Рост конкурентоспособности республики в условиях работы в соответствии с требованиями ВТО связан, прежде всего, с ростом производительности труда. Внутренняя структурная перестройка крупных предприятий, повышение удельного веса инновационных производств, ликвидация малопрозводительных рабочих мест во всех отраслях, начиная от высокотехнологичных, так и в сельскохозяйственном и производстве продовольствия. Использование новых рыночных инструментов для стимулирования этих процессов – главные пути поступательного движения экономики республики в ближайшие годы.
Движение «ТНВ» выступает за дальнейшую реализацию всех видов жилищных программ (федеральных, республиканских и муниципальных), за упрощение процедуры согласований при индивидуальном жилищном строительстве, за всемерное развитие ипотеки, включая программу по социальной ипотеке. Опыт и достижения Татарстана, сохраняющего лидирующие позиции в стране по темпам и объему жилищного строительства, позволяют рассчитывать на успешное решение в обозримой перспективе актуальных задач, связанных с повышением доступности и комфортности строящегося жилья.
Другим важным направлением работы остается повышение качества услуг в жилищно-коммунальной сфере. Движение «ТНВ» будет добиваться обеспечения большей информационной прозрачности организаций ЖКХ, усиления контроля за их деятельностью со стороны муниципалитетов, республиканских органов исполнительной власти и саморегулируемых организаций. Необходимо пересмотреть подходы к формированию и реализации тарифно-ценовой политики, ограничивая аппетиты естественных монополий, внедряя элементы долгосрочного планирования. Это станет стимулом к применению форм государственно-частного партнерства, даст гарантии частному инвестору и позволит решить острую проблему износа объектов коммунальной инфраструктуры.
Внешними факторами успешного развития экономики республики являются:
1) встраивание в глобальные технологические цепочки развитых государств;
2) всемерное развитие системы созидательных взаимоотношений с федеральным центром, предполагающим создание стимулов субъектам к саморазвитию, основанной на росте их бюджетной самостоятельности на базе собственных доходов.
Движение «ТНВ» последовательно выступает за гармонизацию межбюджетных отношений и неукоснительное соблюдение базовых принципов бюджетного федерализма.
Движение «ТНВ» непосредственно и через своих представителей в органах власти будет и впредь участвовать в разработке и реализации республиканских и муниципальных программ социально-экономического развития. Перед депутатским корпусом «ТНВ» в представительных органах власти стоят задачи, связанные с продвижением политики дальнейшего повышения экономической самостоятельности муниципалитетов, укрепления их налоговой базы, кадрового обеспечения.
V. К новому качеству жизни
Движение «ТНВ» является сторонником последовательной и справедливой социальной политики как основы благосостояния граждан. Целью такой политики должно стать существенное повышение уровня и качества жизни всех слоев населения, но в первую очередь самых незащищенных – детей, инвалидов, пенсионеров, безработных.
В основе такой активной социальной политики находится создание правовых и социально-экономических условий, при которых татарстанцы будут иметь твердую уверенность в завтрашнем дне, в том, что они смогут обеспечить достойную жизнь себе и своим детям, что государство выступает надежным гарантом прав и свобод своих граждан. Именно в повышении уровня благосостояния населения республики видится основная задача не только социальной политики, но и всех преобразований в целом. Исходя из вышесказанного, Движение «ТНВ» обозначает следующие приоритетные задачи:
1. Одним из самых важнейших направлений государственной политики должно стать воспитание физически и нравственно здорового, грамотного поколения татарстанцев. Образование, как важнейшая социальная система, обеспечивающая национальную безопасность и воспроизводство интеллектуального потенциала общества, нуждается в постоянном внимании государства.
Необходимо гарантировать реальное бесплатное школьное обучение (включая адекватное материально-техническое обеспечение образования и достойную зарплату педагогов). Считаем, что система отечественного образования должна стремиться к достижению нового качества, критерием которого служит соответствие образования актуальным и перспективным запросам развития страны.
2. Важнейшим фактором развития страны и республики Движение «ТНВ» считает, духовно-нравственное очищение и оздоровление общества – сложный и противоречивый процесс, требующий консолидации усилий властных структур, учреждений образования и культуры, СМИ и общественных организаций. Первоочередного внимания требуют в этой связи вопросы возрождения национального самосознания народов, проживающих в Татарстане, с учетом их исторических, религиозных и культурных традиций, гражданско-патриотического воспитания молодежи, а также формирования атмосферы доверия и согласия в этноконфессиональной сфере.
3. Движение «ТНВ» намерено способствовать совершенствованию демографической политики государства, в части популяризации традиционных семейных ценностей, достижения общемировых стандартов продолжительности жизни. В этой связи ключевой задачей остается существенное повышение качества и доступности медицинского обслуживания населения, дальнейшая модернизация системы здравоохранения. Серьезного внимания к себе требует реформирование системы социальных гарантий, прежде всего, совершенствование системы пенсионного страхования.
4. Считаем необходимым создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, в том числе создание системы независимой экспертизы и контроля в области проектирования, строительства и реконструкции объектов с позиции доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения. Мы призываем к тесной координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и средств массой информации в решении правовых, организационных, финансовых и информационных вопросов по формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов.
5. Приоритетной задачей Движения «ТНВ» выступает содействие формированию и реализации масштабной государственной политики, направленной на всемерную поддержку науки, культуры, творческих и спортивных объединений. Мы убеждены, что только через оздоровление и интеллектуализацию нации, опережающее развитие инновационной экономики Россия сможет достичь лидирующих позиций в мире, укрепить свой международный авторитет и влияние.
VI. Молодежная политика
Реализация любых социальных и экономических планов и проектов в значительной мере зависит от позиции современной молодёжи. Одним из приоритетов государства и общества в этих условиях становится вопрос о социальной роли молодежи, ее мировоззренческих установках и устремлениях. Молодым татарстанцам необходимо предоставить лучшие стартовые возможности при вступлении в самостоятельную взрослую жизнь. На комплексное решение этих задач должна быть нацелена государственная молодежная политика. Важно развивать механизмы ранней социализации молодежи, раскрытия и направления в созидательное русло ее энергии. Самые эффективные инвестиции – это инвестиции в молодое поколение. Творческий и профессиональный потенциал молодежи должен стать основой обновленного будущего Татарстана.
Движение «ТНВ» исходит из того, что создание благоприятных условий для образования, выбора молодыми людьми жизненного пути, профессии, формирования духовных ценностей и самореализации – есть магистральный путь построения демократического общества равных возможностей. Считаем, что для успешного решения задач, стоящих перед нашей страной, поступательного движения по пути общественного прогресса гражданам России, особенно молодому поколению, важно знать подлинную историю Отечества, осознавая, как ошибки, так и достижения своих предков, результаты героического труда которых и сейчас обеспечивают существование российского государства.
VII. Татарстан – территория Хартии Земли
Движение «ТНВ» выступает за конституирование гармоничного общества, основанного на принципах социальной справедливости, уважения прав и свобод человека, традиций и морально-нравственных ценностей. В этом обществе должны быть созданы благоприятные условия и возможности для полноценной самореализации личности, выявления каждым человеком своего жизненного предназначения.
В концентрированном виде идеи добра, справедливости и гуманизма нашли отражение в «Хартии Земли» – философско-этической декларации основополагающих принципов и ценностей для создания справедливого, устойчивого и мирного глобального общества в XXI веке. Созданная в процессе широкого многокультурного, многосекторального обсуждения, Хартия направлена на пробуждение во всех людях чувства взаимозависимости и общей ответственности за благополучие всего живого на планете. Она призывает человечество установить всеобщее сотрудничество в критический момент нашей истории. Этическое видение «Хартии Земли» провозглашает, что защита окружающей среды, прав человека, равного человеческого развития и мира взаимозависимы и неразделимы. Хартия пытается дать нам новую точку зрения для размышления и решения этих вопросов.
Движение «ТНВ» с первых шагов своей истории выступало за гармоничное взаимодействие Человека и Природы и, считая, что одной из основных составляющих процветания России должна стать экология, выстраивание гармоничных отношений между человеком, обществом и природой, активно поддержало принятие Государственным Советом Республики Татарстан 27 апреля 2001 года постановления «О проекте Хартии Земли». С этого момента его реализация была и остается одним из основных направлений деятельности Движения. Проблемы, обозначенные в этом международном документе, имеют самое непосредственное отношение к улучшению экологической ситуации в мире, становлению устойчивого экономического развития, обеспечению социальной справедливости в обществе, достижению толерантности между представителями разных вероисповеданий.
Считаем, что его эффективная реализация возможна не только при соответствующем законодательном и финансовом обеспечении, при участии компетентных организаций и специалистов, но и при широком вовлечении в это широкой общественности и населения. Экологическое образование и воспитание, постоянное внимание к проблемам духовности и нравственности во всех сферах человеческого бытия, обеспечение внимания и заботы на уровне государственной власти ко всем социальным группам: пожилым, инвалидам, молодежи и детям.
«Хартия Земли» соединяет в себе экономику, политику, экологию, образование, работает на этноконфессиональную толерантность и повышение жизненного уровня населения. Поэтому ее реализация в Татарстане остается одним из важных направлений деятельности Движения «ТНВ».
Наша главная задача – всегда помнить о том, чтобы каждое законодательное или государственное решение, проект или акция, были проникнуты духом и буквой этого международного документа, духом высокой гуманности и справедливости.
* * *
Впереди у нас – большие дела. Наша цель – построение высокоразвитого социального государства, основанного на принципах демократического федерализма, заботящегося о каждом гражданине, бережном отношении к своим духовным истокам, культурно-историческим ценностям и традициям, к родной природе. Движение «ТНВ» будет и дальше развивать взаимодействие с депутатами Государственной Думы, избранными при поддержке ТНВ, депутатами одноименной группы в Государственном Совете РТ, депутатскими группами ТНВ в районных и городских органах представительной власти, а также с органами местного самоуправления для реализации своих программных целей. Решить поставленные в настоящей Программе задачи, реализовав свой интеллектуальный, творческий потенциал могут только люди, по-настоящему любящие свою Родину, ставящие общественные интересы выше личных, сплоченные общей целью – обеспечить достойную жизнь своим согражданам. Таких людей объединяет Республиканское общественное Движение «Татарстан – новый век» – «Татарстан – яңа гасыр».