Республиканское общественное движение
«Татарстан — новый век» — «Татарстан — яңа гасыр»

С заботой об "особых" детях
15 февраля 2017 года в каб.219 Госсовета РТ состоялся «круглый стол» на тему «Интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду» с рассмотрением вопросов о дальнейшей координации усилий различных учреждений и ведомств по работе с...

 

«В нашей республике, по данным Отделения Пенсионного фонда РФ по РТ, проживает 15 023 детей-инвалидов, - проинформировала заместитель Председателя Государственного Совета, руководитель депутатской группы «М?рх?м?т – Милосердие» Татьяна Ларионова, открывая заседание, - для них создаются реабилитационные центры, в которых им и их семьям оказывается медицинская, социальная и психологическая помощь, совершенствуются медицинские технологии, в том числе связанные с профилактикой детской инвалидности». В своем выступлении Татьяна Ларионова подчеркнула, что многое делается в части создания доступной среды. Тем не менее, острыми остаются вопросы признания инвалидности, выделения средств технической реабилитации, получения той или иной помощи в отдельных учреждениях здравоохранения и социальной защиты. Требуются дополнительные меры в сфере развития инклюзивного образования.

«По-прежнему многие школы, детские сады, колледжи и вузы не могут принять детей-инвалидов, потому что в них или нет совсем или катастрофически не хватает специалистов и оборудования, - посетовала Татьяна Ларионова, - имеются нарекания на недостаточное участие в вопросах реализации реабилитационного потенциала ребенка в учреждениях культуры и спорта. Это не может нас не настораживать».

О медицинском обеспечении детей-инвалидов рассказал первый заместитель министра здравоохранения Сергей Осипов. Он, в частности, подчеркнул, что сегодня наметилась тенденция снижения детской инвалидности, в настоящее время 1,8% детей республики имеют инвалидность. Как отметил заместитель министра, это связано в первую очередь с развитием технологий по профилактике инвалидности.

В республике создана сеть социальных учреждений, работающих с детьми инвалидами, работает 2 детских дома-интерната, 13 реабилитационных центров, 45 учреждений социального обслуживания, в последнее время активное участие в реабилитации стали принимать некоммерческие организации. «Основной упор в работе делается не только на реабилитацию детей, но и на работу с родителями, консультирование», - отметила заместитель министра труда, занятости и социальной защиты Юлия Абдреева в своем выступлении. В качестве одной из главных задач Юлия Абдреева обозначила усиление профориентационной работы в реабилитационных центрах. «Необходимо, чтобы дети уже в центрах начинали знакомиться с миром профессий и осваивать профессиональные компетенции», - сказала она.

Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеет особый статус и определенные трудности – дефицит общения, закрытость от внешнего мира, финансовые сложности, поскольку мама часто вынуждена уходить с работы, чтобы ухаживать за ребенком. Есть вопросы и в организации обучения детей, имеющих серьезные заболевания.

Федеральный закон, как отметил заместитель министра образования и науки Ильдар Мухаметов, предусматривает создание системы инклюзивного образования. Сегодня в трех образовательных организациях республики (две в Казани, одна – в Зеленодольске) созданы условия для обучения детей с ОВЗ. В них обучается 173 учащихся. Еще 309 организаций адаптировано к посещению детьми-инвалидами, работают специализированные классы в обычных школах и комбинированные группы в детских садах. «В республике нет необучаемых детей-инвалидов, образованием охвачены все», - заверил Ильдар Мухаметов.

Однако чаще всего дети с ОВЗ обучаются на дому. «Несмотря на все усилия, направленные на создание доступной среды, к сожалению, количество учеников, которые с надомного обучения переходят на традиционное, не увеличивается. А без обучения в детском коллективе процесс социализации проходит сложнее», - констатировала Татьяна Ларионова и поставила такую задачу перед Министерством образования.

Специалисты сталкиваются с нежеланием родителей обучать своего ребенка вместе с ребенком с ОВЗ. На это обратил внимание собравшихся депутат Государственного Совета, председатель Татарской республиканской организации Всероссийского общества инвалидов Рифат Ганибаев. Переломить ситуацию непонимания не удается на протяжении последних ряда лет. Кроме того, включать ребенка с ОВЗ в образовательный процесс нужно как можно раньше. Сегодня в республике нет ресурсного центра, который бы занимался ранним развитием детей с ОВЗ. Участники круглого стола эту идею поддержали, тем более, что органы исполнительной власти этим вопросом, как отметила Татьяна Ларионова, уже занимаются.

Еще одна проблема в организации инклюзивного образования – готовность педагогов к такой работе и владение ими определенными методиками. «Только одна треть школьных преподавателей владеют специальными методиками инклюзивного образования, - озвучила результаты исследования ректор Института развития образования республики Рина Бадриева, - и лишь 60% из них психологически готовы к взаимодействию с детьми с ОВЗ».

Поскольку вопрос адаптации детей с ОВЗ и организации обучения таких ребят сложен и многогранен, Рифат Ганибаев предложил разработать Стратегию по адаптации образовательных учреждений к инклюзии, и начать этот процесс с коррекционных школ, поскольку здесь обучается большинство детей-инвалидов, требующих повышенного внимания со стороны специалистов. Он также считает, что необходимо усилить работу и с родителями детей, имеющих детей с ОВЗ. «Они и сами нуждаются в психологической реабилитации», - подчеркнул он.

«Современное общество не всегда с пониманием относится к детям с ограниченными возможностями, поэтому родители, боясь негативного отношения со стороны, стараются избегать зрелищных мероприятий, обрекая ребенка на закрытость от мира», - подчеркнула председатель Исполкома Политсовета РОД «Татарстан – новый век» Алсу Тарханова и призвала родителей быть социально активными. Кроме того, Алсу Тарханова отметила необходимость организации подготовки не только педагогов, но и общественников, волонтеров для работы с детьми с ОВЗ.

В завершение круглого стола участники приняли резолюцию, в которой даны рекомендации министерствам и ведомствам, общественным организациям республики по расширению работы по интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду.

Ольга Благодарова, Пресс-служба Государственного Совета Республики Татарстан, фото Андрея Данилова

 Видео и презентации выступающих

Новости Госсовета

Татар-Информ

Газета Республика Татарстан

ДРУГИЕ НОВОСТИ

ФОТОГАЛЕРЕЯ