Статья Ш.Ш. Ягудина

Ш.Ш. Ягудин

 

ДОГОВОРЫ – НЕРЕАЛИЗОВАННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

 

 

Из выступления в научно-практической конференции 
«Совершенствование федеративных отношений 
как условие развития российского общества: взгляд из региона» 
(Москва, 8 апреля 2010 г.)

 

Тема конференции «Совершенствование федеративных отношений как условие развития Российского общества: взгляд из региона» актуальна. Актуальна уже свежестью подхода, взглядом из региона, что дает возможность с позиций субъектов взглянуть на конституционные положения о федерализме и их реализацию. Когда мы читаем Конституцию Российской Федерации под этим углом зрения, то видим в ней мощный потенциал развития России, в том числе в сфере федеративных отношений.

К сожалению, взгляд на федеративные отношения из федерального центра, воплощенный в федеральных законах и судебных решениях, зачастую выхолащивает саму суть федерализма - «единство в многообразии».

«Единство в многообразии» - это основа любого федерализма, в том числе и российского, учитывающая субсидиарность и другие демократические принципы жизнедеятельности многонационального, а тем более многонародного общества. При этом единство применительно к рассматриваемой теме предполагает не детальное, а рамочное федеральное регулирование прав и свобод человека и гражданина, вопросов совместного ведения, а многообразие – это возможность субъектов Российской Федерации самостоятельно регулировать вопросы своей региональной идентичности. 
Возможность учета регионами своих специфики и особенностей заложена в Конституции Российской Федерации. Более того, в ней (часть 3 статьи 11) предусмотрена уникальная по своей федералистской сути возможность раскрытия многообразия в единстве. Речь идет о договорном разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Указанные договоры – это утверждаемый федеральным законом правовой эксклюзив для конкретного субъекта федерации, имеющий силу федерального закона. Подобные договоры призваны углублять российский федерализм, персонифицировать его, выявлять внутренние потенции и возможности развития регионов. Без договоров – нет подлинного федерализма.

«Важнейшим механизмом самонастройки федеративных отношений» называл такие договоры первый Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин в своем Послании Федеральному Собранию от 24 февраля 1994 года. Кстати, надо отдать должное Борису Николаевичу, который как мозаику последовательно, настойчиво собирал и скреплял многонациональную Россию на базе Конституции Российской Федерации. 

Второй Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем Послании Федеральному Собранию от 2002 года также подчеркивал: «Разумеется, в таком государстве как Россия надо учитывать региональную специфику. И необходимость в договорах с отдельными регионами, конечно же, может возникать». При этом им было высказано предложение об обязательном утверждении федеральным законом всех договоров о разграничении полномочий. В дальнейшем это предложение нашло свое законодательное закрепление в ФЗ № 95 от 4 июля 2003 года.

Важно подчеркнуть и то, что положение о договорах о разграничении предметов ведения и полномочий есть основа конституционного строя Российской Федерации, т.е. конституционный императив, который можно изменить лишь пересмотрев Конституцию Российской Федерации. Согласно стате 16 Конституции Российской Федерации основам конституционного строя не могут противоречить другие положения Конституции. Указанные договоры, как и другие основы конституционного строя (права и свободы человека, разделение властей, местное самоуправление) – стратегическая, фундаментальная ценность и важное направление развития Российского федеративного государства. Несмотря на подобную мощную политико-правовую защиту и поддержку договоры о разграничении предметов ведения и полномочий многими политиками и учеными не воспринимаются и выдаются за подрыв единства и целостности, за развал России. А председатель Совета Федерации Сергей Миронов в 2007 году заявил, что Договор с Татарстаном, цитирую: «ведет к опасному политическому прецеденту и нарушает принципы конституционного равноправия».

Дополнительная информация