Мухаметшин Фарид Хайруллович

Конституционные основы взаимодействия
гражданского общества и государства

Сущность и современное развитие Конституции

Мухаметшин Фарид Хайруллович

Председатель Государственного Совета Республики Татарстан, Председатель Политсовета Республиканского общественного движения "Татарстан - новый век" - "Татарстан - яңа гасыр"
Доктор политических наук, академик Академии технологических наук Российской Федерации. Автор ряда монографий и многочисленных публикаций по проблемам федеративного устройства, межнациональных отношений, политики и экономики переходного периода.
 
Уважаемые участники интернет-конференции и гости сайта!
20 лет назад, 6 ноября 1992 года, парламентом республики была принята новая Конституция Республики Татарстан, ставшая фундаментом всех последующих социально-экономических и политических преобразований в Татарстане.
В условиях переходного периода, который переживала Российская Федерация в 1990-х годах, наш Основной закон позволил республике самостоятельно определять важнейшие направления последовательного проведения демократических реформ, политики «мягкого вхождения в рынок», начать налаживание взаимовыгодных внешнеэкономических связей. Нам удалось избежать остановки важнейших производств, растаскивания ресурсов и государственного имущества, не допустить резкого падения уровня жизни населения. Конституция Татарстана явилась надежной основой укрепления гражданского согласия и доверия между людьми разных национальностей и вероисповеданий, возрождения культур, языков и традиций народов республики, государственной поддержки соотечественников.
Предстоящую дату мы считаем хорошим поводом для анализа состояния и перспектив развития конституционного строительства, федерализма, обеспечения прав и свобод граждан у нас в стране. По-прежнему актуальны проблемы конституционно-правового, политологического, социально-экономического осмысления уникального опыта Татарстана.
Хочу поприветствовать ученых, специалистов, общественных деятелей, участвующих в интернет-конференции, посвященной 20-летию Конституции Татарстана.  Приглашаю присоединиться к участию в дискуссиях всех заинтересованных пользователей интернета, социальных сетей, молодежь и просто людей, неравнодушных к происходящему в стране и республике.
Мы всегда открыты для диалога, готовы к восприятию ваших предложений и рекомендаций.
Искренне желаю всем участникам доброго здоровья и благополучия!
 

  

 

            

 

     

 

Саматов Булат Мидхатович (безработный)

 

Уважаемый Фарит Хайруллович!
Сейчас много говорят о том, что Россия в целом и российская мусульманская умма в частности, могут противопоставить проникновению из вне агрессивных,и очень часто, не дружественных к нам. идеологических течений. Вам не кажется, что при этом упускается из вида потенциал традиционного татарского таглимата? Нет, конечно, о некоем абстрактном "традиционном исламе" говорится много. Но именно что только говорится. Между тем создание идеологии, способной заместить развитые в теологическом, практическом и пр. смыслах иностранные течения не возможно в российских условиях без опоры на национальную, а именно татарскую, составляющую. Было время, когда наши богословы разбивали иноземных оппонентов их же оружием на их же территории. Но сегодня ни кто не работает в этом направлении сколь нибудь серьезных масштабах. Дело в том, что объективно на данный момент сложилась такая ситуация, при которой проповедники радикальных учений пользуются русским языком, как средством международного общения на просторах всей РФ и СНГ. Помимо того, что разбредание российского Ислама по "национальным" квартирам само по себе способно создать серьезное препятствие для проповеднической деятельности агентов иноземных идеологий, русский язык в исламских вузах, включая казанский и московский Исламкий университеты, русский язык в мусульманских передачах на ТВ, русский язык на проповедях в мечетях, в книгах, газетах и журналах и т. д. - препятствует нормальному развитию российского мусульманского богословия, не будучи способным в принципе поднять мусульманское богословие до уровня Р. Фахретдинов, М. Бигиевых и т. д. Только с опорой на национальное религиозно-духовное наследие и в тесной связке с национальным общим и профессиональным образованием, национальной культурной сферой (включая ее высокую составляющую - национальный театр, профессиональное классическое музыкальное искусство, которое, к слову, нынче под запретом у нас в Татарстане), национальной гуманитарной и технической наукой можно создать среду, в которой только и возможно будет выпестовать кадры, способные противопоставить что то дельное салафизму и тому подобному. Для этого потребуется комплекс мер, а времени потребуется не так уж много исходя из того, что государственные интересы РФ в мусульманских регионах расчитаны на долгую перспективу. А со времен начала джадидитской агитации Марджани до времен высокого татарского мусульманского богословия прошло не так уж много времени - порядка 40 лет. Стратегические соперники России на международной арене, по мере осознания своих национальных интересов на Востоке, неизменно вставали на путь создания подручных мусульманских таглиматов и активно их использовали в своей политике. Н. п. британцы с помощью ваххабитов вытеснили османов с Ближнего Востока, американцы использовали и используют Аль-Каиду в борьбе с шураи, джамахирией и БААСом и т. д. У России интересов на Востоке объективно гораздо больше. И у нее есть все шансы стать из перманентного объекта воздействия чуждых недружественных идеологий в обладателя потенциального инструмента воздействия в свою очередь на восточные дела. Но сама Россия ведь не станет открывать татарские школы, СПТУ, вузы (включая мусульманские) с татарским языком обучения. Как не станет она защищать и национальное искусство в республиканских театрах. Все это может и должно делать наше руководство. Вы так не считаете?

 

 

 

Уважаемый Булат Мидхатович Саматов!

Вопрос, который Вы задали, безусловно,  очень актуальный и носит ярко выраженный дискуссионный характер. История ислама как раз говорит о том, что проповедовать любой его толк можно на любом языке, в том числе и на русском. При этом нельзя не согласиться с тем, что вытеснение татарского языка из религиозной жизни в среде татарского населения, особенно, в части ведения службы на татарском языке существует, особенно за пределами нашей республики. Возможно, в данном случае необходимо  усилить и увеличить часы преподавания на татарском языке в религиозных образовательных учреждениях и нашей республики и по возможности в аналогичных учебных заведениях в регионах компактного проживания татарского населения.

Что касается проблем столкновения идей традиционного Ислама и салафитского его течения и противодействия проникновению чуждой идеологии на территорию республики, то  в плане законодательного регулирования Государственным Советом Республики Татарстан предприняты следующие меры.  3 августа 2012 года на внеочередном заседании парламента республики был обсужден и принят Закон РТ «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях». Данный законодательный акт направлен на совершенствование внутриконфессиональных и межконфессиональных отношений, формирование толерантных и веротерпимых принципов во взаимоотношениях, как среди единоверцев, так и по отношению к приверженцам иных воззрений. Также он способствует выработке действенных механизмов в вопросах противодействия и пресечения проявлений религиозного экстремизма в современных условиях, являющихся одной из серьезных проблем в жизни многонациональной и многоконфессиональной республики.

        Для закрепления предложенных в республиканском законе норм на территории всей страны 11 октября 2012 года на заседании Государственного Совета была принята и направлена в Государственную Думу Российской Федерации законодательная инициатива по внесению в ГД ФС РФ проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Принятие соответствующих изменений в федеральном законодательстве будет способствовать уменьшению напряжения внутри мусульманских и иных конфессиональных общин, возникшего в последние годы.

В настоящее время наша законодательная инициатива находится в работе в Госдуме, а в Государственный Совет Республики Татарстан поступают решения законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации о поддержке данной законодательной инициативы.

 

 

 

     

 

Галиуллин Руслан (студент)

 Здравствуйте.
Принятие Конституции Республики Татарстан имело высокое значение не только для Республики, но и России в целом. Особое место среди проблем Конституционного права занимает тема федерализма. Как, на Ваш взгляд, повлияли принципы федерализма, заложенные в Конституции Республики Татарстан, на развитие федерализма в России, взаимоотношения субъектов федерации с Российской Федерацией и между собой?
Спасибо.

 

 

 

Уважаемый Руслан Галиуллин!

В нашем Основном законе, по сути, впервые были сформулированы такие параметры федеративных отношений, которые впоследствии
стали залогом региональной стабильности, вошли в отечественную политико-правовую практику в качестве «модельных». Конституции Татарстана и России стали прочной законодательной основой для развития договорных отношений с федеральным центром. Во многом поэтому Татарстан сохранил свои позиции первопроходца в освоении конституционно-договорной практики, отстаивании принципов федерализма.

 

 

     

 

Победимская Светлана (служащий)

Добрый вечер!

Способна ли, Республика Татарстан быть экономически конкурентоспособной в перспективе ближайших 20 лет,при основной отраслевой специализации ориентирующей на добычу нефти и её переработку, которая является исчерпающим полезным ископаемым, большая доля которого уже добыта? Будет ли подниматься престиж машиностроительного комплекса в Республике Татарстан и что для этого делается?
Спасибо.

 

 

 

 Уважаемая Светлана Победимская!

Преодоление сырьевой зависимости для экономики Татарстана является первоочередной задачей. Ставка нами делается, прежде всего,  на инновационное развитие, в том числе через поддержку приоритетной для республики машиностроительной отрасли. Речь здесь, безусловно, идет не только о финансовых и налоговых инструментах, но и об укреплении кадрового потенциала, модернизации системы технического образования. Вместе с тем, в обозримой перспективе, высокотехнологичная нефтепеработка останется одной из основных бюджетоформирующих отраслей нашей экономики.

 

 

 

     

 

Бадгутдинова Лилия Минавировна (студентка)

Татарстан - многонациональная республика, недопустимо, чтобы ущемлялись права какой-либо национальности. А что касается вопросов федерализма, то простому человеку не важно у кого больше полномочий: у Федерации или субъекта Федерации, главное, чтобы жизнь становилась лучше, качественнее, легче. Где гарантии, что больший объем полномочий субъекта сделает жизнь простого человека лучше?

 

 

 

Уважаемая Лилия Минавировна!

Основной гарантией соблюдения прав граждан выступает Конституция. Федерализм, в том числе бюджетный, предполагает, что полномочия должны передаваться на тот уровень власти, где они реализуются наиболее эффективно. И это совсем не обязательно должен быть уровень субъекта Федерации: в каких то случаях федеральный или муниципальный.

 

 

     

 

Докукина Арина Васильевна (студентка)

В соответсnвии со ст.11 Конституции РТ, Республика Татарстан- светское государство. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.В последнее время имеют место случаи проявления религиозного превосходства: видела автомобиль с надписью "У Аллаха нет сына и Мухаммед его пророк". Мои знакомые христиане усмотрели в этом оскорбление их религиозных чувств.Подобные рекламные надписи на автомобилях- повод к проявлению религиозной вражды. Что делать? К подобным проявлениям надо применять санкции.


 

 

 

 Уважаемая Арина Васильевна Докудина!

Заданный Вами вопрос еще раз говорит о нехватке достоверной информации о религиозных традициях и воззрениях других народов, живущих рядом веками на территории республики. Поэтому считаю целесообразным рассмотреть возможность возобновления преподавания в общеобразовательных школах предмета по истории всех религий, который успешно преподавался в старших классах нашей республики с 2007 по 2010 год.

 

 

     

Рамиль (студент)

Здравствуйте!
Как вы считаете, правильно ли что у Республики Татарстан есть собственный суверенитет?

 

 

 

Уважаемый Рамиль!

В соответствии с российской Конституцией республики в составе Российской Федерации являются государствами и имеют собственное законодательство. Согласно нашей Конституции – Республика Татарстан обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации.

 

     

Рамиль (студент)

 Уважаемый, Фарид Хайруллович!

Как вы считаете, является ли наше государство подлинно правовым?

 

 

Уважаемый Рамиль!

Республика Татарстан в соответствии со своей Конституцией (ст. 1) является демократическим правовым государством. Основным направлением в деятельности парламента Татарстана выступает формирование устойчивой правовой основы развития республики. В этой работе нами сделано многое, но, безусловно, немало еще предстоит сделать в плане совершенствования законодательства и правоприменительной практики.

 

 

     

 

Саматова Лилия Ринатовна(студентка)

В статье 50 пункт 6 Конституции РТ говорится о том,что "Государство создает условия для осуществления права на труд несовершеннолетними, инвалидами и иными гражданами, нуждающимися в социальной защите и испытывающими трудности в поиске работы, в случаях, предусмотренных законом, организует их обучение и переквалификацию." У нас в Нижнекамске хотелось бы побольше таких организаций,в которых молодёжь сможет работать в свободное от учёбы время.необходимо проведение реформы в области культуры,спорта,специально для молодёжи,чтобы они были заняты делом.Большое спасибо.жду ответа.


 

 

 

Уважаемая Лилия Ринатовна Саматова!

В соответствии с Законом РФ «О занятости населения» занятыми гражданами считаются, в том числе граждане, проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости.

Для организации вторичной занятости учащихся вузов в возрасте старше 18 лет в республике ежегодно формируются студенческие трудовые отряды по направлениям деятельности: строительные, педагогические, сервисные, сельскохозяйственные, отряды по благоустройству, проводников, маркетологов и др. В 2012 году было сформировано 297 студенческих трудовых отряда, в которых отработало 10 321 студентов.

Также сформированы система поддержки молодежных добровольческих объединений и проведения мероприятий с молодежью, работающей на предприятиях и в организациях. В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства Кабинетом Министров РТ утверждена долгосрочная программа по развитию молодежного предпринимательства.

В соответствии с Законом РТ «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите» ежегодно Кабинетом Министров РТ определяется список предприятий и организаций республики, на которых резервируются рабочие места для граждан, особо нуждающиеся в социальной защите, в том числе из числа граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые.

Наряду с указанными мерами государственной поддержки по содействию в трудоустройстве молодых граждан, государственными органами проводится сбалансированная социальная политика. Так, для организации досуга и социальной занятости сельского населения в 2012 году реализуется программа строительства сельских клубов в Республике Татарстан, в рамках которой запланировано построить 46 многофункциональных центров в городах и селах республики.

 

 

     

 

Анна Архипова (студентка)

Фарид Хайруллович! Вы в недавнем выступлении высказали предложение, что студенты, обучающиеся на бюджетной основе, должны отработать 3 года по направлению вуза. Я обучаюсь по специальности "государственное и муниципальное управление". Можем ли мы расcчитывать на трудоустройство по специальности в государственных и муниципальных органах сразу по окончании вуза? и как возможно попасть в кадровый резерв, не имея стажа работы по специальности?


 

 

 

Уважаемая Анна Архипова!

По вопросу возможного распределения специалистов по окончанию вуза в плане законодательного регулирования Государственным Советом Республики Татарстан 11 октября 2012 года принят в первом чтении проект закона Республики Татарстан «О внесении изменений в статьи 32 и 37 Закона Республики Татарстан «Об образовании». Данный проект предполагает законодательно закрепить обеспечение по завершении обучения работой лиц, получивших среднее профессиональное и высшее образование по приоритетным направлениям подготовки за счет бюджетных средств, согласно полученной специальности и квалификации на срок не менее трех лет. Законопроект в настоящее время дорабатывается с учетом поступивших предложений от депутатов и других заинтересованных сторон.

Государственным Советом также внесен ряд поправок к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», принятому Государственной Думой в первом чтении, в том числе в части трудоустройства выпускников, получивших образование по программам среднего профессионального и высшего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Окончательный ответ на Ваш вопрос можно будет дать только после итогов рассмотрения данных документов депутатами Государственного Совета Республики Татарстан и Государственной Думы Российской Федерации.

 

 

     

 

Саматова Лилия Ринатовна(студентка)

Здравствуйте уважаемый Фарид Хайруллович!

Хотелось бы Вам задать ещё один вопрос. В статье 55 говорится о том,что

"1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище."
Возможно ли проведение реформ,в области жилья. Сделать жильё более доступным для менее обеспеченных граждан,как молодой семьи например. Создание семьи зависит от вопроса жилья,государство хочет поднять демографический уровень,а само не создает для этого полных условий! большое спасибо. Жду ответа.

 

 

 

 

Уважаемая  Лилия Ринатовна Саматова!

Отвечая на Ваш вопрос, хочу напомнить, что Татарстан занимает третье место в Российской Федерации по объемам вводимого жилья по итогам текущего года. На первом месте Москва, далее Санкт-Петербург, следом идет Татарстан. В этом году мы должны сдать около 2,5 млн. кв. метров жилья, столько мы никогда не строили. Причем, каждый год республика этот показатель только наращивает. Но все равно спрос до конца не удовлетворен. Я согласен, что для молодежи этого не достаточно, так как приобретать в собственность квартиру не всем по карману. Есть социальная ипотека, но и она не покрывает всех потребностей. Поэтому не случайно на недавнем совещании (13 ноября 2012 года) Президент Российской Федерации В.В. Путин вновь обратился к вопросам жилищного строительства, ремонта и жилищно-коммунального хозяйства. Президент отметил, что необходимо развивать рынок арендного жилья, в первую очередь для молодежи. В настоящее время  наш парламент как раз работает над законопроектом по расширению возможности получения жилья детьми-сиротами на принципах социального найма.

Программы жилищного строительства для молодежи у нас есть, но я согласен, что они спрос не удовлетворяют. Улучшение жилищных условий молодых семей обеспечивается в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», за период реализации которой улучшили жилищные условия более 7 000 молодых семей. Также молодые семьи улучшают жилищные условия в соответствии с Законом РТ «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий». За весь период реализации Закона получили государственную поддержку 3 550 молодых семей.

Для привлечения молодых специалистов в сельской местности осуществляется строительство жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села», а также существует программа улучшения жилищных условий молодых медицинских работников, прибывших после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт. На улучшение жилищных условий им из бюджета Российской Федерации предоставляется единовременная компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей, из бюджета Республики Татарстан предоставляется дополнительная компенсационная выплата в размере 100 тысяч рублей.

 

 

     

 

Анна Архипова (студентка)

Уважаемый Фарид Хайруллович!

Наша республика славится своими традициям и толерантностью. В последнее время распространяется одежда, обычаи, которые больше характерны для арабских стран , например, ношение хиджабов. Даже для русского населения это кажется странным. Возникает опасение, что внедряется чуждая нам культура, что может привести к опасным событиям, что недавно произошли в Казани. Может быть стоит усилить работу по укреплению и возрождению традиций, характерных для "исторического" населения?

 

 

 

 

Уважаемая Анна Архипова!

Вопрос о ношении хиджаба некоторыми мусульманками Татарстана, действительно имеет место в последние годы. Данный вид мусульманской одежды исторически никогда не был характерен для татар Поволжского региона и действительно пришел сюда вместе с идеями салафизма. Запретить ношение такой одежды невозможно, но, считаю, здесь необходима пропаганда традиционной национальной мусульманской одежды и ее современных разновидностей, принятых в других мусульманских странах.

 

 

     

 

Ольга Архипова (служащий)

Уважаемый Фарид Хайруллович! В сфере строительства и проектирования сложилась парадоксальная ситуация. Предприятия малого и среднего бизнеса в процессе осуществления хозяйственной деятельности вынуждены приобретать огромное количество госуслуг и оплачивать госпошлину. Например, при проектировании автодороги необходимо сделать полосу отвода земли, т.е. определить всех собственников, участки которых попадают в полосу отвода ( иногда 150 участков), а в последующем на каждый участок надо заказать выписку из ЕГРП, провести межевание, оформить кадастровый паспорт, произвести отвод. Госпошлина за каждый участок выходит больше 5 т.р.! государственные контракты все больше функций , которые раньше выполнял заказчик, перекладывают на подрядчиков. А ведь в порядке межведомственного взаимодействия, определенным федеральным законом, все сделать гораздо быстрее, к тому же казенные и бюджетные учреждения освобождены от уплаты госпошлины.
Кроме того, за малейшую ошибку антимонопольная служба включает всех поголовно в реестр недобросовестных поставщиков не взирая на то, что в половине случаев отсутствует состав административного правонарушения - нет субъективной стороны. Судебные органы поддерживают такую позицию ФАС, несмотря на то,что они этим нарушают конституционные права.
Поэтому хотелось бы узнать, какие реальные меры,а не лозунги, по-Вашему, включает в себя снижение административных барьеров и поддержка малого и среднего бизнеса?

 

 

 

Уважаемая Ольга Архипова!

Вопрос, заданный Вами в рамках интернет-концференции, проводившейся РОД «ТНВ», не имеет непосредственного отношения к теме Конституции Татарстана. Тем не менее, по моему поручению профильный парламентский комитет подготовил ответ, из которого следует, что проблемы, затронутые в Вашем обращении, регулируются преимущественно федеральным законодательством. Так, проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 Разрешение на строительство, реконструкцию автомобильных дорог, расположенных на территории Республики Татарстан, выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации:

1) уполномоченным органом в области использования автомобильных дорог регионального значения и осуществления дорожной деятельности в отношении дорог регионального значения, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять на территории двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);

2) органом местного самоуправления поселения или городского округа в отношении автомобильных дорог поселения или городского округа, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять в границах поселения или городского округа;

3) органом местного самоуправления муниципального района в отношении автомобильных дорог муниципального района, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять в границах муниципального района на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях.

В соответствии с п.2 статьи 25 Закона Республики Татарстан от 3 августа 2009 года № 43-ЗРТ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории Республики Татарстан» организация проведения землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих земельных участков, необходимых для размещения полосы отвода автомобильной дороги регионального, местного значения в случае строительства (реконструкции) автомобильной дороги либо для установления границ полосы отвода существующей автомобильной дороги, обеспечивается уполномоченным органом либо подведомственным ему государственным учреждением, осуществляющим функции заказчика или в оперативном управлении которого находится автомобильная дорога, органом местного самоуправления.

Таким образом,  предпроектные мероприятия могут быть проведены указанными юридическими лицами, либо подрядчиками в соответствии с государственными контрактами. В этом случае деятельность подрядчика оплачивается заказчиком.

Размеры государственных пошлин при выполнении работ по проектированию и строительству автомобильных дорог установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Межведомственное взаимодействие, установленное Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», не распространяется на выполнение работ по проектированию и строительству автомобильных дорог.

Заказчиком, выполняющим работы по Программе дорожных работ в Республике Татарстан, является государственное казенное учреждение «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан» – далее ГКУ «Главтатдортранс».

На основании части 12 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года  № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и на основании части 2 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года  № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сведения в виде кадастрового паспорта, кадастровой выписки об объекте недвижимости или кадастрового плана территории, а также сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества предоставляются бесплатно: федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления. ГКУ «Главтатдортранс» не является органом государственной власти и вследствие этого не освобождается от уплаты государственной пошлины.

Кроме того, отношения между заказчиком и проектной организацией являются договорными. Одним  из основных документов при составлении программы проектно-изыскательских работ на определение объекта является техническое задание на проектирование, в соответствии с которым проектировщик должен определить границы полосы постоянного и временного отвода для размещения объекта, а также определить землепользователей и собственников попадающих в полосу временного и постоянного отвода. Данный вид работ оплачивается в рамках государственного контракта.

Межевание земельных участков и получение кадастровых паспортов по автомобильным дорогам регионального значения является предметом государственного контракта и оплачивается за счет средств бюджета Республики Татарстан.

 

 

     

 

Саматов Булат Мидхатович (безработный)

 Уважаемый Фарит Хайруллович!
Хотя я и не государственный деятель и не
специалист в области политики, но по-моему каждое государство (а мы
исходим из того, что Татарстан - это государство) должно, в проводимой
им политике, как внутренней, так и внешней (в нашем случае - это
взаимоотношения с центром) максимально стараться опереться на
собственное население. Однако, в последние годы можно заметить, что
татарстанцы не очень то активны в поддержке инициатив руководства РТ и в частности ОПД "ТНВ". Наоборот, ширится деятельность оппозиции разных мастей. А у основной массы населения растет апатия ко всему, что касается руководителей республики и проводимой здесь политики. В соответствии с поговоркой "если гора не идет к Магомету..." не должно ли правительство, а так же ТНВ активнее заняться вопросом формирования и донесения татарстанской идеологии, ее внятному удобоваримому формулированию и активному продвижению? Я имею в виду, что на мой взгляд пора использовать, в некоторых моментах, опыт КПСС. Лично мне видится срочная необходимость в создании "татарстанского ВЛКСМ" и "татарстанской пионерии". Используя даже только по-минимуму административный ресурс минобра, отделов образования и РОНО можно в каждой школе создать ячейки подобных структур, а чтобы они не стали формальностью и обязаловщиной - занять их активной творческой деятельностью деятельностью - организацией спортивных соревнований, конкурсов, олимпиад, праздников, воспитательных мероприятий, мер по профориентации, "тимуровскому делу" и пр. Кстати, было бы не плохо сопутствовать все это достойным информационным сопровождением - нужен будет республиканский "образовательный", "спортивный" (для освещения местных событий), "семейный", "детский" ТВ каналы, вещающие на татарском языке, соответствующие газеты и журналы с обязательной подпиской. Между прочим и самому ТНВ пора бы озаботится, по-моему, созданием собственного масс-медиа пространства. Иначе, как можно вести вопрос о государственной идеологии Татарстана? Как еще можно донести до татарстанцев, намерения и планы власти, как сплотить население вокруг Конституции и национальных символов и мобилизовать массы на реализацию государственных программ?



 

 

 

Уважаемый Булат Мидхатович Саматов!

Что касается расширения активности школьников  и вовлечении их в детские и молодежные общественные организации, то такая работа проводится Министерством образования и науки нашей республики. Для усиления этого направления в будущем году мы планируем заслушать на заседании профильного парламентского комитета  республиканское министерство о новых формах и методах работы по расширению общественной активности нашей учащейся молодежи.

 

 

     

 

Диляра (студентка)

Уважаемый Фарид Хайруллович!

Как вы оцениваете Конституцию Татарстана спустя 20 лет?

 

 

 

 Уважаемая Диляра!

Безусловно, положительно! Конституция заложила основу современной государственности Татарстана: институт президентства, профессиональный парламент, ответственное правительство, местное самоуправление, Конституционный суд. Все это позволило Татарстану эффективно решить задачи трансформации политических и социально-экономических отношений.

В нашем Основном законе, по сути, впервые были сформулированы такие параметры федеративных отношений, которые впоследствии
стали залогом региональной стабильности, вошли в отечественную политико-правовую практику в качестве «модельных».

 

 

     

 

Ленар (студент)

Добрый день!

Конституции 20 лет, это очень здорово. В течение этого времени Конституция изменялась и корректировалась, по каким причинам? И планируются ли еще какие-нибудь корректировки?

 

 

 

 

 Уважаемый Ленар!

Татарстан принял свою Конституцию на год раньше Российской Федерации. Естественно, потребовалось привести наше республиканское законодательство в соответствие с федеральным. В дальнейшем такого рода изменения так же не исключены. Жизнь не стоит на месте…

 

     

 

Садиг Намазов (студент)

Здравствуйте Фарид Хайрулович!


Сегодня существует, на мой взгляд, такая острая проблема как- политическая отстраненность молодежи. А вызвано это тем, опять же на мой взгляд, не знанием истории родного края- становлением родного края и России в целом.
В канун 20 летия Конституции Республики Татарстан, я решил провести опрос в своем ВУЗе (КФУ-ИЭиФ). Результаты оказались для меня печальными. Из 100 опрошенных только 17 человек знают какого числа принята конституция, хотя как вся республика собирались "отметить" эту дату прогулом учебы.
И мне пришла идея провести "Уроки Конституции" для молодежи (а возможно и для школьников).
Скажите пожалуйста, настолько ли плохо с нашей молодежью в отношении истории становлении Республики? Соответственно, если да, то с чем это связано.
И второе, метод "Уроки Конституции"- реально ли через такой механизм изменить статистику в лучшую сторону?
Спасибо большое.

 

 

 

 

Уважаемый Садиг Намазов!

С тезисом об отстраненности, аполитичности современной молодежи я категорически не согласен. Молодежь сегодня как никогда востребована в политике. Поддерживая и привлекая активных, творчески мыслящих молодых людей к решению политических вопросов, мы способствуем повышению ее социальной сплоченности и росту гражданского самосознания. Формы такой работы могут быть самыми разными – через молодежные структуры политических партий и общественных организаций, через участие в деятельности институтов молодежного парламентаризма, через вузовское или школьное самоуправление и т.д.

Ежегодно с 2009 года по инициативе Государственного Совета при организационном участии Министерства образования и науки РТ и Института развития образования, представительных органов муниципальных образований во всех образовательных учреждениях республики проводятся тематические парламентские уроки. В текущем году в течение учебной недели с 22 по 27 октября «Парламентский урок – 2012» был посвящен конституционным правам и обязанностям человека и гражданина.

В рамках парламентского урока проводится целый ряд творческих конкурсов, в которых ведущей является тема 20-летия Конституции Татарстана. Безусловно, такая работа должна носить системный, комплексный и многопрофильный характер, охватывать самые разные группы учащейся и работающей молодежи. Только тогда она даст результат в виде общего повышения политико-правовой культуры молодых татарстанцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная информация