Ягудин Шакир Шахмедович

Ягудин
Шакир Шахмедович

Председатель Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по законности и правопорядку, доцент кафедры конституционного права и прав человека К(П)ФУ

Кандидат юридических наук, автор более 40 опубликованных научных трудов в области государства и права. Заслуженный юрист Российской Федерации, Заслуженный юрист Республики Татарстан.

Дополнительные сведения:

Заместитель председателя Республиканской комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий;

член Межведомственного координационного комитета по правовым вопросам;

член Республиканского совета по реализации антикоррупционной политики;

член Республиканской комиссии по изданию Свода законов Республики Татарстан;

 член Комиссии Государственного Совета Республики Татарстан по соблюдению Правил этики депутата Государственного Совета Республики Татарстан.

 

 

Статья Ш.Ш. Ягудина (читать)

 

 

 

 

   Вопрос: 

                            ЗАДАТЬ ВОПРОС  Ш.Ш. Ягудину (нажать)


                           
 

 

     

 

Саматов Булат Мидхатович (безработный)

Уважаемый Шакир Шахмедович!
Скажите пожалуйста, насколько соответствует статье 26    Коституции РФ практика обязывания сдачи ЕГЭ по общеобразовательным предметам только на русском языке?

 


        Определение соответствия законоположения или правоприменительной практики Конституции Российской Федерации - компетенция Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно статье 68 Конституции Российской Федерации республики вправе устанавливать свои государственные языки. Вопросы функционирования государственных языков республик – в том числе ведение самих республик. В настоящее время на рассмотрение Государственного Совета Республики Татарстан внесен проект закона Республики Татарстан «Об использовании татарского языка как государственного языка Республики Татарстан».  

         Что касается единого республиканского экзамена по татарскому языку, то в Республике Татарстан он введен приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 5 мая 2012 года № 2729/12 «Об утверждении Порядка проведения единого республиканского экзамена по татарскому языку и татарской литературе».

          Вместе с тем в Государственной Думе Российской Федерации обсуждается проект федерального закона № 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации». От Республики Татарстан направлены ряд поправок в указанный законопроект и одна из них предлагает следующую редакцию положения законопроекта: «В Российской Федерации гражданам гарантируется получение образования на русском языке как государственном языке Российской Федерации.

      Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего  образования на родном языке (включая прохождение в соответствии с настоящим Федеральным законом государственной (итоговой) аттестации на языке обучения), изучение родного языка, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

     Право граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов России обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов и групп, а также условий для их функционирования.

         Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик».

 

 

     


Галиуллин Руслан (студент)

Действительно, проблема договорного федерализма часто поднимается именно Республикой Татарстан, делясь своим опытом и идеями. Тем не менее, много представителей науки обосновывают опасность такого характера взаимоотношения федеральной и региональной властей, потенциальное разжигание сепаратистских настроений, неэффективность договора для огромной и разнородной страны. Скажите, пожалуйста, какие особенности, специфические черты субъекта федерации можно выделить, которые бы создавали достаточные основания для заключения федеративного договора? Какие аргументы можно привести в противовес названным опасениям в части безусловной сохранности целостности и единства Российской Федерации?

 

 

 

Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий в российском федерализме не подменяют собой законодательного регулирования. Они, как федералистский инструмент для этого не предназначены. Подобные договоры – всегда эксклюзив для продвинутого либо проблемного субъекта Российской Федерации, выявляющий и закрепляющий новые возможности либо внутренние потенции его развития. Инициатива здесь может исходить как от субъектов Российской Федерации, так и федерального центра.

В этом плане рассматриваемые договоры, как конституционно-правовой институт – эффективный инструмент, неисчерпаемый потенциал развития российского федерализма, слагаемое, как минимум, двух политических воль. Эффективность реализации договоров, ее конституционно-правовая направленность зависит от организации дела.

Договорное разграничение предметов ведения и полномочий – основа конституционного строя Российской Федерации (часть 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации), к которой нужно относиться уважительно. Принципы и порядок заключения договоров закреплены в статье 26.7 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями).

Подписанный договор подлежит утверждению федеральным законом. В связи с изложенным опасения в части сохранения  целостности и единства Российской Федерации абсолютно напрасны.

 

 

     


Ольга Архипова (служащий)

Все субъекты имеют право на заключение двусторонних договоров с федеральным центром. Самый большой плюс заключения договора – это возможность дифференцированного подхода к регионам. В целом, цель договорного процесса для республики состоит в стремлении «выторговать» у центра побольше привилегий в части самостоятельного осуществления внешнеэкономической деятельности, управления объектами собственности Российской Федерации, управления энергетической системой, включая нефте– и газопроводы. То есть регион богатый полезными ископаемыми, промышленностью и т.п. получает более выгодные для себя условия, а который и так географически или исторически «обижен» довольствуется субсидиями и субвенциями. Тогда встает вопрос: что понимать под дифференцированным подходом – неизбежные местные особенности либо попытку «выторговать» себе особые права?

 

 

 

 

Согласен, договоры о разграничении полномочий – инструмент дифференцированного подхода к регионам, осуществляемого по взаимному согласию субъекта Российской Федерации и федерального центра. Возможность и пределы такой дифференциации четко, и я бы сказал жестко, определены в части 1 статьи 26.7  Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями).

Так, заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта Российской Федерации, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий. В договоре о разграничении полномочий устанавливается перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, разграничение которых производится иначе, чем это установлено федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, определяются условия и порядок осуществления этих полномочий, конкретные права и обязанности сторон, срок действия договора о разграничении полномочий и порядок продления данного срока, а также основания и порядок досрочного расторжения договора о разграничении полномочий.

 

 

     


 Садиг Намазов (студент)

Совсем недавно, 12 сентября, на базе общественного движения «ТНВ» в НКЦ «Казань» мне посчастливилось побывать на обучении по законодательной инициативе.

  В преддверии 20-летия Конституции нашей республики я задумался вот о чем, вспоминая Ваше выступление.

  Сегодня, я как гражданин Российской Федерации, проживающий в Республике Татарстан,   совсем не знаю свои права. Да, вы будете правы, сказав что «Это Ваши проблемы». Но скажите, все-таки, есть ли возможность провести хотя бы заинтересованным гражданам учебу в рамках «Конституция - моя свобода и моя защита».

Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что-то, за что боролись наши лидеры в 1991 году, так и осталось только на листках бумаги, а новое поколение наших граждан так и не понимает, каким образом боролись, почему это все происходило, и что было бы, если такого не произошло?

 

 

 

Важный вопрос, в значительной степени разделяю его. Каждое новое поколение, каждый человек через обучение, в том числе и самообразование, открывает для себя историю и традиции своего народа, достижения страны и человеческой цивилизации.

 В республике немало делается в этом направлении. Еще М.Ш. Шаймиевым был принят Указ Президента Республики Татарстан от 15 марта 1995 года      № УП-166 «Об изучении конституционно-правовых основ Республики Татарстан в общеобразовательных учреждениях». Регулярно в школах проводятся парламентские уроки по Конституции Республики Татарстан. Возможно, учреждение интернет-школы по проблемам Конституции и государственности Республики Татарстан.

Организатор настоящей интернет-конференции - Республиканское общественное движение «Татарстан – новый век» - «Татарстан – яңа гасыр», надо полагать, обобщит высказанные рекомендации и выступит инициатором их воплощения в жизнь.

 

 

     

 

Саматов Булат Мидхатович (безработный)

Уважаемый Шакир Шахмедович!

Вы в ваших выводах постоянно опираетесь на соответствующие положения Конституции РФ. Однако все чаще можно слышать мнение о целесообразности внесения изменений в основной закон. Насколько по вашему вероятно, учитывая генеральный вектор политики федеральных властей в области отношений с регионами, ожидать от предполагаемых изменений Конституции ликвидации договорных норм и прочих мер не только по полному уравниванию положения республик и областей (в пользу последних), но и введению в практику норм, которые де-факто приведут к ликвидации основной массы федеративно-демократического содержания нынешней редакции Конституции? Ведь не секрет, что у значительной части населения, особенно за пределами Татарстана, не наблюдается особого желания отстаивать федеративные отношения, практику договоров и пр. Среди политических партий так же фактически нет таких, которые могли бы быть названы последовательными защитниками федерализма. Не считаете ли вы, поэтому любой подобный прецедент (с изменениями Конституции) несущим потенциальную опасность для дела федерализма? И что Татарстан мог бы реально противопоставить сторонникам внесения изменений в Конституцию РФ?

 

 

 

Такие сущностные характеристики Российского государства, как демократическое федеративное правовое с республиканской формой правления являются основами конституционного строя и могут быть изменены только принятием новой Конституции Российской Федерации. Федерализм – судьба  многонациональной и многонародной России. Многие народы нашей страны на современном этапе вряд ли добровольно откажутся от собственной субгосударственности, которая гарантирована им не только Конституцией Российской Федерации, но и общепризнанными принципами и нормами международного права. К сожалению, нападки на статью 5 Конституции Российской Федерации, закрепляющей фундаментальные принципы федеративного устройства России, на статус и государственность республик в ее составе в последнее время усилились.

 

 

     


 Дмитрий В. Шмыков (служащий)

Уважаемый Шакир Шахмедович!

«В чем видится единство автором статьи, если речь в ней ведется лишь о разграничении? Какие аспекты этого единства призван улучшить Договор? Имеются в виду практические стороны, а не идеологические. Каким образом Договор лучше обеспечит права ВСЕХ народов, проживающих в РТ? Пожалуйста, назовите полный состав комиссии по составлению договора со стороны РТ. Были ли в этой комиссии представители ВСЕХ народов, проживающих в РТ»?

 

 

 

В соответствии с частью 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, и равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Статья автора посвящена исследованию лишь одного из указанных выше конституционных принципов – разграничению предметов ведения и полномочий, которое согласно части 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации и договорами. Принципы российского федерализма в совокупности гарантируют как единство, государственную целостность Российской Федерации, так и учет специфики, особенностей народов и субъектов Российской Федерации.

Договор, подписанный президентами В.В. Путиным, М.Ш. Шаймиевым и утвержденный Федеральным законом, выражает интересы, как многонациональной Российской Федерации, так и многонационального Татарстана в сферах политического, экономического, экологического, культурного развития и в сфере международных связей.

Состав Комиссии, работавшей над Договором, был утвержден тогда руководителем Администрации Президента Российской Федерации Д.А. Медведевым и формировался он, как я полагаю, из представителей обеих сторон по профессиональному принципу, а не по принципу представительства «ВСЕХ народов, проживающих в РТ».

 

 

 

     

 

 Галиуллин Руслан (студент)

Уважаемый Шакир Шахмедович!

На Ваш взгляд, какова реальная долгосрочная перспектива института федеративного договора, а также договора между Российской Федерации и Республикой Татарстан?

 

 

 У договоров о разграничении предметов ведения и полномочий огромный потенциал. Они могли бы существенно обогатить развитие российского федерализма, учесть его реальные особенности и специфику. Для этого нужна соответствующая политическая воля и понимание того, что федерализм – это, прежде всего, единство в многообразии. А пока договор существует в лишь в единственном экземпляре. Что касается Федеративного договора, то он фактически не работает.

 

 

 

Дополнительная информация